Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
Информацию о благотворительной деятельности Вашей фирмы в поддержку культуры Вы можете направить сюда. Предложения, отзывы и замечания Вы можете направить WEB-мастеру или в редакцию
 
Добавьте наши баннеры
 
 
Наши партнеры:
 
Новостной проект для менеджеров культуры «Наследие и инновации»
 
Институт культурной политики
 
Агенство социальной информации
 
Форум Доноров
 
Национальный  фонд Возрождение Русской Усадьбы
 

Бильярдный стол Брукстон смотри здесь.

Бизнес-класс. Архангельск

Бизнес-класс. Архангельск

 

Обзор и осмысление перспективных проектов, реализуемых сегодня по инициативе ряда бизнес-структур, общественных организаций, научных и творческих коллективов Архангельской области, позволяет говорить об объективных процессах в обществе, которые можно охарактеризовать как выход на общий надпроектный уровень конструктивного гражданского взаимодействия. Об этом говорили участники семинара «ПомОрьска говОря», проходившего в январе 2006 г . в «Бизнес-центр-отеле» г. Архангельска. В дискуссии приняли участие около 60 участников из Архангельска и районов области - представители общественности, бизнесмены, ученые, чиновники.

Фото А. Глущенко

***

Не секрет, что в течение многих десятилетий Архангельской области навязывались по сути безальтернативные сценарии развития (причем не только промышленного, но и культурного), которые не обсуждались с населением, как правило, разрабатывались за пределами региона, а затем через органы исполнительной и законодательной власти утверждались в региональных программных документах. Однако сегодня становится очевидным, что такой порядок планирования имеет больше минусов, чем плюсов.

Например, региональные экономика, культура, экология - три важнейшие сферы, в развитии которых решающими должны стать мнения и интересы жителей Архангельской области. Причем нельзя останавливаться на единственном сценарии - они должны быть разными, как и проекты, задействованные в них.

Заказчиком сценариев развития Архангельской области должны быть не только хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона (какими бы мощными и крупными они ни были), и даже не областные власти (которые не могут быть и исполнителями, и заказчиками в одном лице). Главным заказчиком всех сценариев должно стать гражданское население области, формулирующее свои реальные потребности. В противном случае происходит подмена понятия социального заказа на квазисоциальный заказ.

Общий вектор

По мнению участников поморского семинара, проекты в экономике, экологии, культуре Архангельской области, сохраняющие и развивающие позитивные и конструктивные региональные традиции, сегодня нуждаются в «надпроектном контенте». Выявление и осознание этого современного контента (который не без основания можно обозначить как «поморский контент») позволяет выявить объективно существующий общий вектор гражданской инициативы жителей Архангельской области и в дальнейшем свести к минимуму издержки по продвижению всех перспективных региональных проектов.

Разумеется, если речь идет об общем векторе взаимодействия, общественная инициатива должна выстраиваться таким образом, чтобы проекты были направлены хотя и в разных, но не в противоположных направлениях. В таком случае общий вектор позволяет вывести энергию межпроектной конкуренции (которую сегодня даже конкуренцией назвать сложно, так как в ней нет победителей) на синергетический уровень. В этом случае инициативные проекты не только перестают конкурировать (а правильнее сказать - мешать друг другу), но приобретают дополнительную энергию за счет энергии своих единомышленников.

Критическое осмысление стереотипного восприятия поморской темы, осознанный отказ от тиражирования неконструктивных стереотипов о поморской историко-культурной общности, от беспер-спективных форматов продвижения поморских брендов стали еще одним предметом обсуждения участников семинара. Одной из целей собравшихся была разработка единого понятийного словаря, так как участники проектов до сих пор нередко оперировали разными смысловыми категориями, что затрудняло взаимопонимание.

Форматы взаимодействия

Опытные менеджеры знают: продвигать неработающий бренд - работать против своих интересов. Неработающие бренды нуждаются в рефрейминге - переформатировании, изменении прежних рамок бренда на новые, более адекватные требованиям рынка. Например, Архангельская область уже несколько десятилетий позиционируется в ассоциативных рамках «Русского Севера», хотя «северорусский формат» не дает ей никаких преимуществ перед соседними регионами. А отсутствие преимуществ - это недостаток, который надо устранять.

Ассоциативный ряд при упоминании Архангельска у большинства россиян выстраивается в плоскости: море, Поморье, поморы, морская торговля, первый международный порт России, кораблестроение, рыба, родина помора М.В. Ломоносова (предстоящий юбилей которого может стать мощнейшим фактором продвижения всех региональных брендов, среди которых Соловки, Малые Корелы, Кимжа, Голубино, Холмогоры и др.). Однако потребность в их рефрейминге, необходимость продвижения их в рамках «поморского формата» осознается пока не всеми владельцами этих региональных брендов. И инициаторам проектов надо понимать, что для того, чтобы работать в направлении общего поступательного движения и использовать синергетический эффект других проектов, надо прежде всего выбрать общий формат взаимодействия.

Между тем Архангельская область имеет индивидуальный исторический и культурный «поморский формат». Индивидуальный формат действует как увеличительное стекло - название региона Поморье перестает быть размытым, его отличия от остальной северорусской культуры становятся очевидными.

Архангельская область, позиционированная как центр исторического Поморья, это уже само по себе нечто экзотичное, чего не встретишь в других регионах Русского Севера.

Чужие рамки

Неудобные рамки формата могут быть как слишком узкими, так и слишком широкими - для продвижения бренда вредно и то и другое.

Примером неадекватных рамок бренда может служить заданный еще в советские времена формат музея деревянного зодчества «Малые Корелы» под Архангельском. Сегодня стало очевидным, что ни современная инфраструктура (новый туркомплекс рядом с музеем), ни развитие транспортной логистики (близкое расположение и хорошее транспортное сообщение с городом) не являются решающими факторами для эффективного позиционирования бренда Малые Корелы.

Потенциальные возможности привлечения туристов к этому культурному объекту огромны, достаточно сказать, что сегодня это самый большой в Европе, а может быть, и в мире музей деревянного зодчества под открытым небом. Его экспонаты уникальны. Однако в масштабах России он теряется среди других туристических достопримечательностей, подаваемых в «северорусском формате». Этот формат слишком широк, а туристу нужна экзотика, неповторимость места и местной культуры, только этим и можно его привлечь в архангельскую глубинку.

Архетип и стереотипы

Как показал прошедший семинар, поморский контент в Архангельской области сегодня стал тем фактором, который позволяет начать конструктивное взаимодействие общественных структур, вести перспективный диалог бизнеса, власти и всего населения региона. Для выражения интересов и формулирования мнения населения необходимы структуры, способные это сделать. Поэтому по итогам семинара его участники приняли решение о создании рабочих групп «Поморская инициатива» и «Совет поморских старейшин», которым поручено аккумулировать и продвигать перспективные инициативы населения области.

Таким образом, «поморский формат» был выбран представителями региональной общественности как основа для развития гражданской инициативы в Архангельской области.

Подобно тому, как древние фрески в храмах проступают сквозь толстые слои нанесенной на них штукатурки, так и архетип исторического Поморья повсюду в Архангельской области сегодня просвечивает сквозь стереотипы современного обезличенного за многие годы Севера.

Но если снять с этого образа все поздние наслоения, очистить поморский архетип от многолетней копоти стереотипов, он заиграет своими первозданными красками - необычно, ярко и привлекательно.

 

Иван Моисеев

<< содержание >>
   
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий