Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 

музыка онлайн

Читальный зал
Феномен социального предпринимательства и его перспективы в России

На Западе понятие социального предпринимательства в последнее десятилетие стало модным настолько, что многие социально ориентированные организации называют себя социальными предпринимателями. Назваться так – это верный способ усилить шансы на получение финансовой поддержки организаций-доноров. Для самих доноров поддержка социальных предпринимателей – хорошее средство повысить экономическую и социальную эффективность своих вложений. Популярность и широкое хождение термина даже стали вызывать опасения у специалистов – они боятся, что широта и как неизбежное следствие – вульгаризация понятия «социальное предпринимательство» могут со временем девальвировать не только термин, но и само явление. И тогда «зерно настоящего социального предпринимательства может быть утеряно». [Martin & Osberg, 2007, p.30] 

В чем специфика социального предпринимательства? 

 

Самое короткое определение социального предприятия как субъекта социального предпринимательства дает Коалиция социальных предприятий Великобритании : «это – коммерческое предприятие социального назначения». Ким Альтер, руководитель организации по поддержке социально-предпринимательских инициатив под названием Virtue Ventures (США), которое можно перевести по-разному – как «добродетельные предприятия» и как «настоящие венчурные предприятия», – предлагает следующее рабочее определение социального предприятия. «Социальным предприятием (social enterprise) является любое бизнес предприятие, созданное в социальных целях и для создания социальной ценности – т.е. призванное смягчить или уменьшить социальную проблему либо «провалы» рынка, – функционирующее на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе» [Alter, 2007, p. 12]. Таким образом, социальное предприятие – это особая организация, социально-экономический гибрид, в которой социальная миссия сочетается с рыночной деятельностью на условиях самоокупаемости. Его отличие от социально ответственного бизнеса – в преобладании социальной цели над экономической, а от некоммерческой организации социального назначения (НКО или НПО) – в коммерческих основах деятельности, обеспечивающих устойчивое положение на рынке и финансовую независимость в реализации социальной цели.  

 

Еще одним важнейшим признаком социального предпринимательства является инновационность. Собственно именно она привела к употреблению слова «предпринимательство» по отношению к социальным предприятиям. С одной стороны, это нацеленность на социальное преобразование, обеспечивающее решение какой-либо социальной проблемы. С другой стороны, это – экономическое преобразование, поскольку достижение социальной цели в нем основывается на хозяйственном новаторстве – особом комбинировании социальных и экономических ресурсов, которые ранее в таком виде не использовались в экономике – например, отходы производства, «исключенные» социальные группы, невостребованные рынком результаты народного творчества и т.п. Характерно, что юридический статус такого предприятия – коммерческая, либо некоммерческая деятельность – не имеет существенного значения и определяется выгодами, которые в конкретной сфере сулит тот или иной юридический статус. 

Каков опыт и перспективы развития социального предпринимательства в России 

 

Понятие социального предпринимательства в России только начинает хождение. В этом смысле она отстает, например, от Украины и даже Казахстана. На Украину информацию о международной практике социального предпринимательства завезли иностранные доноры, в Казахстане в качестве инициатора социально-предпринимательских корпораций (СПК) выступило государство. К слову сказать, в последнем СПК хотя и используют термин социального предпринимательства, совсем необязательно являются им на деле. Задача СПК – вкладывать прибыль в социальные проекты на территориях пребывания, при этом задача финансовой устойчивости таких программ как самостоятельных социальных предприятий не ставится.  

 

Разумеется, социальные предприниматели в России есть, как есть неравнодушные люди с идеями добра и желанием преобразовать мир. Но для того чтобы социальное предпринимательство развивалось как предпринимательство, необходимы положительные образцы и обмен информацией. По признанию президента Российского микрофинансового центра Михаила Мамуты, для развития социального предпринимательства в России важна правильная самоидентификация. Рассказ об опыте социального предпринимательства, как развитого, так и развивающегося индустриального мира, может сделать для развития этого института не меньше, чем финансовые вложения. Семинар как раз на эту тему прошел в Государственном университете – Высшей школе экономики 1 июля 2008 г. На нем обсуждались материалы доклада, подготовленного сотрудниками ГУ-ВШЭ «Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России». Интересные данные об опыте социального предпринимательства за рубежом представлены на сайте Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», который создан российскими учредителями в прошлом году специально для поддержки социального предпринимательства в России. В Новосибирске на базе Новосибирского государственного технического университета существует Центр социального предпринимательства как структурное подразделение системы дополнительного образования. Сегодня в его функции входит не только предоставление образовательных услуг по эффективному управлению предприятием, включая НКО, но также развитие деловой и социальной активности молодежи в рамках созданного на его базе молодежного бизнес-инкубатора. [Шадрина, 2005]  

 

Предтечи социального предпринимательства или из кого растить эффективных социальных предпринимателей? 

Поскольку работа международных доноров, которые могли бы продвигать идеи социального предпринимательства в России, постепенно сворачивается, а некоммерческий социальный сектор неразвит, у нас идеи социального предпринимательства исходят не от НКО и фондов поддержки НКО, а от бизнеса. Он же может стимулировать интерес к социальному предпринимательству государственных структур, в особенности региональной власти. Примером близкой к социальному предпринимательству деятельности можно считать некоторые социальные инициативы компании РУСАЛ. Так, идущий уже несколько лет конкурс «100 классных проектов» и созданный на его базе Центр социального проектирования, вовлекающий в создание и реализацию социальных проектов старших школьников в регионах – начинание из области социального предпринимательства, хотя это так и не называется. Уже упоминавшийся Российский микрофинансовый центр Михаила Мамуты, одной из задач которого является расширение доступа малообеспеченного населения российских регионов к финансовым услугам и развитию малого бизнеса, – пример из этого же ряда. В то же время это – предтечи, но еще не социальное предпринимательство. Почему? Во-первых, потому, что социальная миссия в этих примерах, хотя и переплетена с экономической, но не главенствует со всей очевидностью. Во-вторых, потому, что о социальном предпринимательстве говорят по результату, т.е. тогда, когда налицо социальное преобразование, творческое решение проблемы. В принципе многие корпоративные благотворительные фонды способны эволюционировать в сторону создания социальных предприятий, но сама по себе раздача денег бедным социальным предпринимательством не является.  

 

Сейчас осуществляются первые попытки отобрать организации – кандидаты в социальные предприниматели и предложить им продумать соответствующие проекты для поддержки. Анализ этой работы показывает, что во многих случаях успешные НКО и организации малого бизнеса, откуда и осуществляется «набор», еще очень далеки от лучших образцов социального предпринимательства, которые встречаются на Западе и в странах третьего мира. Многие «классические» НКО, как уже отмечалось, ищут грантов и пожертвований, подчас не только не могут, но и не хотят превращать реализацию своей миссии в коммерцию, «унижать» себя или своих клиентов до возмездности помощи, тем более, что в России - огромное число нуждающихся уязвимых социальных групп. Существуют и естественные барьеры для этого, связанные с молодостью и недостатком профессионализма НКО, которые еще не научились вести свои дела с деловой сметкой, подобной бизнесу. Россия здесь не оригинальна. Многие исследователи НКО на Западе сетуют на сокращение эффективности работы НКО по удовлетворению социальных потребностей и на то, что в этом вопросе их все чаще обходит бизнес. Собственно интерес к социальном предпринимательству как к особой модели решения социальных проблем и был в этих странах продиктован потребностью в реформировании традиционного некоммерческого сектора.  

 

У малого бизнеса свои недостатки. Имея социальную цель в качестве проекта, предприятия малого бизнеса легко с ней расстаются ради прибыльного дела. Поэтому для них социальный проект – скорее способ разложить яйца по разным корзинам, чем устойчивая социальная миссия. Этому тоже есть объяснения – малый бизнес с трудом пробивается сквозь административные барьеры и монополию крупных игроков. Это особенно заметно в мегаполисах. Отсюда – угроза эрозии социальной миссии малого бизнеса и ее подмена коммерцией. Подобные барьеры для расширения социального предпринимательства есть и на Западе. Специфической российской чертой служит недостаток возможностей для развития малого бизнеса и общественной инициативы, о которых много говорится, начиная с 90-х годов.  

 

Наиболее подготовленными к деятельности в качестве социальных предпринимателей (а значит, удачного комбинирования социальной и экономической целей) в России оказываются организации инвалидов. Это объяснимо. Они более сплоченны и нередко отделены от остального мира общей бедой, что делает социальную цель более устойчивой, а поиск экономических механизмов ее реализации – более разнообразным. Кроме того, высокая сплоченность формирует социальные сети, которые служат одновременно и устойчивым социальным ресурсом организации, и ее потребительской сетью. Поэтому главная проблема организаций инвалидов – не в слабости экономического или социального компонента социального предприятия, а их замкнутость на себе. Поэтому для расширения влияния и повышения эффективности работы они нуждаются и стремятся к «инклюзии» – включению в более широкие рынки и профессиональные сообщества, не ограниченные инвалидами. А это предполагает более серьезные и значительные социальные преобразования российского общества, которые несомненно рано или поздно произойдут.  

 

Социальное предпринимательство в развитых странах – результат социальной активности и ответственности достаточно успешных и состоявшихся людей, результат распространения ценностей социально ответственного поведения и появления некоторой критической массы образцов сочетания социальной миссии и успешной бизнес практики. Поэтому положительные сдвиги в экономическом развитии России сами по себе служат предпосылкой развития социального предпринимательства. Учитывая расширение практики социальной ответственности в среде российского бизнеса, его склонность быстро перенимать международный опыт, а также то, что поддержка социальных предприятий выглядит не менее респектабельно, чем благотворительность, но более современно и эффективно, у социального предпринимательства в России имеются хорошие перспективы. 

Александра Московская, к.э.н., 

заместитель директора Института управления социальными процессами 

Государственного университета – Высшей школы экономики, 

доцент кафедры управления человеческими ресурсами ГУ – ВШЭ 

 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Шадрина О. Секреты интересной жизни. Эксперт-Сибирь, №9 (61) 7-13.03.2005. 

2. Alter, S. K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. Nov.27, 2007 (revised vers.) 

3. Martin, R.L., Osberg, S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition. Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007. 

 

Деньги и благотворительность. 2008. №. С 46–49.

Александра Московская
Деньги и благотворительность. 2008. №. С 46–49. 29-09-2008
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий