Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 

Футбол news.

Читальный зал
От «совести» к «дерьму»?

Социологические опросы показывают, что авторитет людей искусства в обществе падает. Почти не осталось тех, кого можно было бы назвать духовными лидерами, совестью нации. А ведь писателей, художников, композиторов, режиссёров у нас меньше не стало. В чём же дело? Причины сложившейся ситуации анализирует Савва ЯМЩИКОВ, академик РАЕН, заслуженный деятель искусств России. Без комментариев. 

 

 

За что прогнали Бондарчука? 

— ВПЕРВЫЕ прочитав слова Ленина, который назвал интеллигенцию «дерьмом», я страшно возмутился. Но со временем понял, что Ленин имел в виду лишь ту часть интеллигенции, которая во второй половине ХIХ века заигралась с реформами, с жаждой революции, желанием освободиться от принципов веры, от домашних устоев.  

Почему сейчас я вспомнил о тех временах? Потому что мы вновь попали в страшную переделку. У нас в помойке может копаться бывший великолепный учитель или врач, который оказался «за бортом», потому что не смог найти общий язык с этой новой системой. Мы сегодня растеряли даже те крохи духовной жизни, которые смогло сохранить поколение 60-х. Почему в те годы создали столько прекрасных фильмов? Потому что ценителей было много.  

Новое время началось как раз с борьбы с кинематографом. Когда посредственности «вытерли ноги» о Бондарчука, Ростоцкого, Кулиджанова. Добились свободы творчества. И что эти свободные сняли? «Дневник его жены» по сценарию Дуни Смирновой? Грязнейший фильм о Бунине, который сводится к копанию в постельных историях писателя? У Бунина — в отличие от создателей фильма — было то, что называется интеллигентностью.  

Вы меня простите — но о какой интеллигентности может идти речь, если передачу «Апокриф» на канале «Культура» ведёт Виктор Ерофеев? Как может оценивать современную литературу человек, который проповедует матерщину и порнографию?  

 

Премия из рук вора 

НЕКОТОРЫЕ представители нынешней культурной элиты сетуют, что, мол, не воспринимает народ современных творцов как своих духовных пастырей. Но, извините, публика же видит, как эти пастыри себя ведут. Недавно свой юбилей отмечал известнейший музыкант. Светские «хроникёры» описывали, как в огромном зале юбиляр возлежал на специальном помосте, словно римский патриций, а Ксюша Собчак и сопровождающие её лица засыпали его фиалками, выписанными из Пармы. Один из всемирно известных деятелей культуры ушёл с этого празднества через пять минут. Перед уходом он спросил: «Что ты делаешь?» И услышал в ответ: «Я это заслужил». А что, Мравинский, Шостакович или Прокофьев были бездарностями? Они подобных вещей себе позволить не могли.  

Наших деятелей культуры вообще охватила какая-то чудовищная страсть к юбилеям. Отмечают 55 лет, 43 года — как будто боятся, что до следующего дня рождения не доживут и причитающееся им получить не успеют. Организовывают многочасовые церемонии в честь себя, любимых, на сцене государственных театров, которые давно уже воспринимают как личные вотчины. И не забывают упомянуть: «Сам звонил! Орден второй степени обещал!» Грибоедов написал: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». А у нас интеллигенты как поцелуются с Кудриным, Грефом или Шойгу, так считают, что теперь и им частичка власти перепала. А у Станиславского, между прочим, вертушка стояла к Сталину. Вертушка! Но он ею из принципа не пользовался.  

Господа, вы же сами боролись с привилегиями! С теми, кто давал ордена Вучетичу, Михалкову, Софронову. А теперь переживаете, что власти вас обходят своим вниманием. Люди глубокой культуры ни сейчас, ни в застойные годы попасть в объятия генсеков особо не спешили. Те же писатели-деревенщики — Распутин, Астафьев, Белов — зарабатывали на хлеб насущный в редакциях провинциальных газет и журналов. Получая тридцатку в неделю, не жаловались на судьбу и не отсвечивали с бокалами в руках на посольских приёмах, как это делали и делают нынешние «бессмертные».  

И в мире живописи тоже достаточно интриг. Два средней руки художника открыли в самом центре Москвы музеи и галереи имени себя. При том что директору Музея им. Пушкина Ирине Антоновой негде выставлять памятники мирового искусства! Я в Италии как-то спросил: «А почему у вас нет музея Микеланджело?» Мне ответили: «Ты это серьёзно? Зачем музей, если чуть ли не повсюду его скульптуры стоят!» Наши же художники делают всё возможное, чтобы возвеличиться ещё при жизни и получить с этого максимум дивидендов.  

Недавно прошла раздача очередных премий «Триумф», учреждённых Березовским. Я не считаю Америку идеальной страной, но вы можете себе представить, чтобы там человек, объявленный в международный розыск, раздавал премии деятелям культуры? И её принимали бы Роберт Де Ниро, Лайза Миннелли, Шэрон Стоун или Рей Брэдбери? Да на следующий же день Америка не будет смотреть их фильмы, слушать их песни, читать их книги. А у нас — выходят, получают, благодарят. Цвет нации собирается на приёме у человека, которого прокуратура обвиняет в мошенничестве и хищениях в особо крупных размерах, который проворачивал грандиозные махинации, собирая деньги на создание якобы народного автомобиля. Из миллионов, добытых нечестным путём, Березовский теперь выделяет «крохи с барского стола» на премию. И наши деятели искусства — артисты, режиссёры, музыканты — берут эти деньги, нимало не смущаясь. Можно, конечно, предположить, что, принимая премию из рук олигарха с сомнительной репутацией, интеллигенция таким образом демонстрирует своё оппозиционное отношение к власти. Так нет же! Те же самые персонажи сегодня подобострастно благодарят и президента страны за награды, звания, ордена, клянутся ему в любви и преданности. Ну а завтра, на другом ковре, так же искренне лобызают человека, который обвинил В. Путина в причастности к взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске, человека, который, по сути, является врагом их «горячо любимого государства и президента». После этого становится понятно, почему коммунисты называли интеллигенцию «прослойкой».  

Но вы мне ответьте: туда позовут Распутина, чтобы вручить ему премию? Никогда в жизни! И близко не подпустят. Или Мишу Тарковского, племянника Андрея Тарковского, замечательного писателя, который сидит в деревне и работает? Нет, у них своя тусовка. Но сегодня именно эту тусовку нам преподносят как истинную интеллигенцию!  

Какая же это интеллигенция?! Для меня имеет гораздо большее отношение к понятию «интеллигент» плотник, который всю жизнь проработал в Кижах, восстанавливая уникальные деревянные церкви. Или те женщины, которые сегодня в музеях стараются сохранить ценнейшие памятники культуры и получают за это зарплату 1500 рублей. Или физики из Дубны, которые просят, чтобы к ним приезжали с лекциями по истории культуры. Эти люди молятся за нас. И будем надеяться, что они отмолят Россию. 

 

От редакции.  

Мы понимаем, насколько полемичны взгляды автора, поэтому «АиФ» готов напечатать и другие точки зрения, в том числе и тех, кто упомянут в статье. 

Адрес статьи: http://www.aif.ru/online/aif/1316/08_01

Савва Ямщиков
"Аргументы и Факты" 18-01-2006
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий