Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 
ГеоПол, дорнит, нетканый геотекстиль, производство и продажа геотекстиля (дорнита.. Благодаря уникальной структуре данного материала обеспечиваются отличные фильтрующие и прочностные характеристики. Геотекстиль находит свое применение в самых разнообразных сферах, начиная с дорожного строительства и благоустройства частных садовых территорий, заканчивая возведением кровель. Дорнит отличается тем, что при укладке его сложно порвать или повредить каким-то другим образом в виду высокой сопротивляемости к прокалыванию и раздиру.

вес ребенка на 37 недели беременности | триметазид | заказ микроавтобуса

Читальный зал
Элита как аппендикс

Справа и слева (не в политическом, конечно, смысле) слышим мы модное слово "элита". Сколько же всего у нас "элитного"! Элитные коттеджи в Капотне! Элитные щенки - помесь левретки с волкодавом! Элитные модели от Фигайцева! Элитные гробы с музыкой! Элитные стрижки "под ноль"... И дивится народ, и приговаривает: "Как я все это богачество люблю и уважаю!" 

 

1. Вскрытие 

Принципиальной чертой всех существовавших и существующих на Земле социумов является наличие элит. Само слово "элита" полисемично и применяется как в прямом, так и в переносном смысле. Пример переносного, метафорического употребления слова "элита" - выражение "элита российской армии". Нашей же задачей является попытка наиболее общего описания элиты как социального феномена, функционирующего на уровне общества в целом. 

Дифференциальные признаки, позволяющие отличить элиту от "лохов", уникальны для каждого типа (если не для каждого конкретного) социума. Однако универсальность явления естественным образом предполагает возможность и необходимость вычленения генеральных принципов определения элит, нахождение универсальных дефиниций данного социального явления. Несомненно, любая элита является подсистемой общества (если последнее рассматривать как более или менее консолидированную систему), обладающей некоторыми функциональными и культурными признаками. К последним можно отнести определенные поведенческие схемы, внешнюю атрибутику, самосознание и даже некий субъязык - арго элиты для внутреннего пользования. 

Сталкиваясь с понятием "элиты", необходимо помнить и о социальной психологии. Для того чтобы данную группу можно было с полным основанием назвать элитой, она, во-первых, должна сама себя таковой считать, а во-вторых, таковой признаваться другими. В обоих случаях вопрос статуса практически сводится к признанию социальной значимости данной группы. 

Элита определяет лицо и судьбу (то есть настоящее и будущее) социума. По крайней мере, от нее зависит значительно больше, чем от остальной части общественного коллектива. Так думает сама элита, так думают остальные (здесь мы сознательно допускаем некоторое упрощение)... Подобные благоглупости - распространенный, но далекий от истины социальный миф. По этому поводу много (как водится) и в высшей степени убедительно писал Лев Толстой в "Войне и мире". Лев Толстой, конечно, дурак, но все же как зеркало вполне пригоден. 

 

2. Диахронический разрез 

Вопрос о генезисе элиты в историческом смысле - это вопрос о происхождении социальных институтов вообще. Весьма распространенной является концепция Ж.Дюмезиля о трехчастном (жрецы - воины - "народ") строении социума у носителей индоевропейских диалектов в эпоху индоевропейского языкового единства (если таковое реконструируется вообще). Более того, подобная схема неплохо экстраполируется и на другие древние общества с более или менее развитой социально-экономической структурой, даже на такие далекие (во всех смыслах) от Европы, как государство инков или "империя" зулусов. Не вдаваясь в рассмотрение гипотез происхождения подобного рода ситуации, можем отметить, что уже на ранних стадиях развития цивилизации на фоне серой массы "немаркированного" населения, занятого грубым и тяжелым физическим трудом, существуют сравнительно малочисленные "маркированные" группы, члены которых, как признается всеми, обеспечивают безопасность коллектива и удовлетворяют его духовные потребности в смысле отправления какого-нибудь невежественного и кровавого культа. Они обладают высоким социальным статусом и от повседневного физического труда, как правило, освобождены. То есть материальных ценностей не производят. А свое существование поддерживают за счет механизма перераспределения этих самых материальных ценностей. Причем уровень благосостояния воинов и жрецов выше, чем у "народа" - так уж этот механизм отродясь устроен. В немалой степени обогащению элиты на ранних стадиях развития общества способствует и военная добыча, которая, как правило, распределяется между воинами, а часть ее поступает, так сказать, в церковную кружку. Небезынтересно, что фактически "воины" (военная элита) осуществляли, скорее, функцию военного руководства. Военные задачи значительного масштаба решались с помощью народного ополчения (общенациональная армия на основе воинской повинности) или наемников (профессиональная армия). Что бы делал князь Дмитрий Иванович на Куликовом поле, если бы в его распоряжении была только его собственная дружина? 

С укрупнением социумов и усложнением их экономической и общественной структуры наряду с воинской и жреческой постепенно выделяется и еще одна "освобожденная" функция - политико-управленческая. Первоначально задачи политического руководства и управления выполняли воины и служители культа (в разных обществах относительная влиятельность каждой из этих групп была различной). Окончательная эмансипация данной функции в Европе относится, пожалуй, лишь к ХХ веку. 

Особое положение сложилось с буржуазией. Элиты так или иначе пополняются со стороны, за счет инкорпорирования чужеродных элементов. В основе экономической структуры общества лежит производство и перераспределение материальных ценностей. В обществах с относительно мягкой социально-экономической структурой при благоприятных условиях незначительная часть "немаркированного" населения по своему благосостоянию приближалась к элите, не будучи наделена ее правами и социально престижными функциями. Поэтому купец издавна стремился пролезть в дворяне, чтобы "почет и уважение иметь". Требования буржуазной верхушки зачастую перерастали в открытое неповиновение, и для снятия напряженности элите приходилось идти на уступки. Можно вспомнить, например, непростую историю слияния плебейских нуворишей с патрициями в Древнем Риме. И лишь с началом индустриальной эпохи в Европе и Америке крупный промышленник, купец, финансист вошли, наконец, в состав элиты на полных правах. 

 

3. Старшой помер - да здравствует старшой! 

Социум - носитель определенного языка и культурных традиций, занимающий определенную (с исторически обусловленными колебаниями) территорию, может существовать тысячелетиями. Посмотрите, например, на греков или персов. Однако элиты на протяжении истории данного конкретного социума меняются с известной регулярностью. Смена элит - процесс непосредственно связанный с изменениями в обществе. И вариантов здесь немного. 

Во-первых, на смену элит влияют эволюционные процессы, вызывающие объективные изменения в социально-экономической сфере. Нахрапистые торгаши вытесняют куртуазных кавалеров. 

Во-вторых, происходит насильственное замещение старых элит новыми в условиях катастрофических социальных сдвигов. 

Наконец, в-третьих, возможно насильственное замещение одной элиты другой в условиях иноземного завоевания. Фрон де Беф vs Айвенго. 

Первые два случая имеют между собой много общего. Ведь эволюция - это та же революция, только без буквы "р", а также с большими издержками и меньшими результатами. В обоих случаях смена элит - результат внутреннего развития общества, лишь изредка осложняемый внешними факторами вроде денег кайзеровского генштаба. Однако если в первом случае сохраняется преемственность элит в сфере атрибутики и внешних форм социальных институтов (конституционная монархия - показательный пример), то во втором случае разрыв с прежними традициями не только осуществляется на практике (в большей или меньшей степени), но и усиленно декларируется на словах. Причем декларации часто идут дальше дел (Мирабо с Маратом-то не в хижинах жили). 

Есть точки соприкосновения и у двух последних случаев: в ходе вооруженного столкновения значительная часть прежней элиты физически уничтожается и изгоняется. Кроме того, в обоих вариантах налицо экономическое разорение страны и противодействие известной части населения новой элите. Так что последней часто приходится утверждать свое господство с помощью весьма нелицеприятных методов. Впрочем, иностранное завоевание, а вместе с ним и утверждение новой, "импортной" элиты может проходить и довольно безболезненно для страны. Достаточно вспомнить Кушитскую династию в Древнем Египте. Ведь народ в общем-то и не заметил, что фараоны теперь - негры. Да и 200 лет британского колониального господства прошли для большей части населения Индии практически незаметно. Как жили, так и живут, только некоторые паровоз увидели. 

Нужно, правда, заметить, что старые элиты не исчезают полностью. За исключением тех случаев, когда социум изничтожается на корню (а это большая редкость). Александр Македонский, например, быстро и успешно приспособил сатрапов. Да и верхушка РПЦ в эпоху социализма была при деле. 

 

4. За дело всех, всего и вся! 

Одна из важнейших функций элиты - поддержание определенного духовного климата, то есть удовлетворение духовных потребностей общества. Без такого рода удовлетворения ни один социум существовать не может: психозы замучат, да и воевать не захочется. Для удовлетворения служат: религия, идеология, массовая информация, искусство (в первую очередь, поп-культура), зрелища (спорт), отчасти наука. Но, как правило, элиты сами мало занимаются изящными искусствами и спортом, проявляя больший интерес к религии. В теократических обществах жреческая верхушка вообще узурпирует все важнейшие общественные институты. Впрочем, высокопоставленные клерикалы в любом государстве входят в состав элиты. Отдельные представители элиты, например Цезарь Август или Сталин, могли, например, стихи писать. Но в целом свободными профессиями занимаются представители того же "народа". Социальный статус вольного художника различен - в зависимости от типа общества и эпохи. Моцартом восхищались, как восхищались бы дрессированной макакой или искусно сработанной механической куклой. Сейчас некоторые популярные деятели искусства и спортсмены могут входить в состав элиты, но скорее как удачливые предприниматели, по доходам своим способные равняться со средней руки нефтяными магнатами. Идеология же, и в первую очередь идеология официальная - любимый предмет внимания и забот элиты. При этом очень редко теория, ложащаяся в основу той или иной идеологии, рождается в недрах самой элиты. "Третий Рим" придумал инок Филофей из захолустного монастыря, философию "Сверхчеловека" разработал сумасшедший базельский профессор, идеологию "Барейта" предложил одиозный композитор, а пролетариев соединяться призвал беспокойный еврей из Трира. 

Однако, восприняв те или иные идеи, элита вполне способна их развить и, что самое главное, почувствовать их своими и даже действительно поверить в них. И ощутить необходимость передать их народу, "спустить по инстанциям". Что и делается через СМИ, политические и религиозные институты, отчасти - через искусство. Кстати, элита, как правило, уверена, что любое искусство несет прямую идеологическую нагрузку. И это относится не только к элите тоталитарных государств XX века. 

 

5. Элита изнутри 

Элита всегда воспроизводится - как прямым (наследственным) путем, так и путем вливания "свежей крови" со стороны - удачливых "простолюдинов" и иностранцев. Степень замкнутости элиты зависит от конкретных условий данного общества, от присущих ему характера и принципа формирования элиты. В современных западных демократиях переход из среднего класса в элиту осуществляется довольно безболезненно: добившийся успеха новичок обычно не вызывает отторжения. Американская мечта: миллионером может стать каждый. Однако, как известно, в элитах аристократического или кастового типа дело обстоит совершенно иначе. 

Элита в высшей степени руководствуется соображениями престижа. И здесь дело не только в духе соревновательности, но и в инстинкте поддержания группового реноме. Элита, являясь образцом для подражания для остальной части общества, во многом формирует потребительскую и поведенческую (в том числе и языковую) моду. Подражание аристократии - любимый сюжет сатириков еще с античных времен. И в наши дни стремление небогатого россиянина жить на брэндах типологически сродни пиру Тримальхиона. Что же касается стереотипов в поведении, то элита, считая определенные поведенческие схемы своей исключительной прерогативой, как правило, порицает подражание им в среде "нижестоящих" и не желает менять привычки даже вопреки здравому смыслу. Как дворяне цеплялись за идиотскую привилегию убивать и калечить друг друга на дуэли! 

Яркая черта психологии элиты - тяжелый коллективный комплекс превосходства. С равным игра зачастую идет по иным правилам, нежели с чужаком, который к тому же и "лох". Упомянутый комплекс приводит к роковым аберрациям сознания, в некоторых случаях - к утрате чувства реальности и ощущения опасности. Типичный пример абсолютной дезориентированности подобного рода являют нам Бородин с Березовским, которые, по их заявлениям, могут все. И это не пустая бравада. Они действительно так думают. 

 

6. Аппендицит? 

Есть такой анекдот. Воинствующий безбожник пристает к раввину: 

- Вот, говорите, Бог мудр, а зачем он аппендикс создал? Он же не нужен. 

Раввин, вздохнув, ответил: 

- Если есть, значит нужен. 

Время от времени там и сям возникает идея построения общества без элиты. Долой, мол, этот гнойный отросток, паразитирующий в самой гуще народной толщи! Однако в тех исторически редких случаях, когда эту идею пытались воплотить, на смену прежней элите приходила новая. Значит, отросток системно нужен. 

Можно сколько угодно проявлять скепсис по поводу нравственного и эстетического облика разнообразных элит, но свою важную роль в рамках социума они исполняют. 

Каждое общество живет так, как оно живет. Формы жизни, ее уклад естественным образом эволюционируют. И решительно никто не может принять судьбоносного решения, которое раз и навсегда изменит судьбы и облик народа и страны. Любое решение "большого парня" - сугубая частность. Поэтому остается признать, что важнейшая роль элиты в социуме - роль символическая. Как у флага или гимна. 

http://www.russ.ru/politics/20010705-john.html

Евгений Давыдов
«Русский журнал» 05-07-2001
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий