Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 

Читальный зал
...А меценатом быть обязан

ЭТО НЕ РЭКЕТ. ЭТО СБОР ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ ГОСУДАРСТВА 

*** 

Собственный бизнес - занятие хлопотное. Статус хозяина накладывает определенные социальные обязательства. Трудно добиться высокой сознательности от неимущего наемного работника. Зато человек, самостоятельно построивший собственную финансовую независимость, по мнению окружающих, обязательно должен нести посильную общественную нагрузку. При этом размер и форма этой принудительной благотворительности прямо зависят от размера "нажитого непосильным трудом" капитала. 

Никогда не верьте налоговым консультантам. Эти люди просто не знают точный размер всех поборов, которыми нас обложило так называемое социально ответственное государство. Речь идет, конечно, не о суммах, "отстегиваемых" пресловутой бандитской "крыше", или взятках многочисленным и всемогущим российским чиновникам. Нет, эти деньги взимаются на совершенно законных основаниях под видом благотворительности. Вот только уклониться от "добровольно-принудительного" меценатства не удавалось пока никому. 

*** 

БЫЛИ СБОРЫ НЕДОЛГИ 

Впервые о развитой системе обязательных пожертвований громко заговорили лет семь назад, в разгар строительства храма Христа Спасителя. Тогда в центральные СМИ просочились данные о том, что московские власти организовали регулярный сбор некого добровольного взноса на восстановление православной святыни. Причем компании, попытавшиеся (по наивности) от такого меценатства уклониться, заработали крупные неприятности как в налоговой сфере, так и в тех традиционно "взяткоемких" областях, контроль за которыми осуществляют санитарная, пожарная, строительная и прочие городские инспекции. 

Копнув глубже, журналисты выяснили четкую закономерность: чем крупнее размер бизнеса у того или иного предпринимателя, тем большие суммы он вынужден жертвовать на различные нужды родного города. Понятно, что олигархи федерального масштаба "скидывались" уже на социальные и прочие программы всего государства в целом. Система принудительной благотворительности коснулась не только московских бизнесменов. Правда, в провинции она, как правило, служила средством маскировки обычного взяточничества местных чиновников. 

Система "сбора денег у богатеев" оказалась удивительно живучей. Смена кабинетов министров, президента, экономические и административные реформы ее практически не затронули. Более того, объявленный президентом курс на построение социально ответственного государства вдохнул в систему добровольно-принудительных пожертвований новую жизнь: теперь заниматься посильной благотворительностью приходится даже владельцам уличных продуктовых палаток. 

*** 

А КТО СКОЛЬКО МОЖЕТ 

Основная идея, за которую бизнесменам предлагается регулярно отдавать свои кровные, звучит как постулат одного из отцов западной демократии: "Каждый из нас несет ответственность за общество, в котором живет". Фактически получается, что в придачу к тем официальным выплатам, которые перечислены в Налоговом кодексе, частный предприниматель вынужден выплачивать определенные суммы на благоустройство города и развитие социальных программ, тем самым дублируя соответствующие государственные службы. Зато в ответ на лояльность, подтвержденную материально, бизнесмен может пользоваться определенным снисхождением государственных контролирующих организаций. Поэтому, если вы собираетесь, начав с малого, стать миллионером, приготовьтесь платить. 

Первый шаг к гордому званию мецената дается легче всего. Так, социальная нагрузка владельца нескольких лотков, продающих газеты и журналы, заключается, как правило, в обязанности подписания договора на уборку территории с определенной организацией, ассоциированной с местными властями. Кроме того, мелкому торговцу могут настоятельно рекомендовать выставить на витрине своих киосков плакаты, выпущенные городскими властями, поучаствовать в субботнике и сделать небольшой взнос в фонд, собирающий деньги на восстановление какой-нибудь местной архитектурной реликвии. 

Цена "общественной активности" на этом уровне не велика: как правило, сумма всех выплат не превышает трехсот долларов в год. И не вздумайте спорить: скаредный торговец вместо очередного приглашения на субботник рискует однажды обнаружить на двери своего ларька постановление об его сносе по архитектурным соображениям. 

Если вам удастся "раскрутиться" на мелочной торговле, значит, вы созрели для более глубокого понимания своей социальной ответственности. И не сомневайтесь - вам об этом обязательно напомнят. Следующий уровень принудительной благотворительности затрагивает бизнесменов, которых владельцы уличных палаток уважительно называют "крупняками". Это, как правило, владельцы нескольких торговых павильонов, годовой оборот которых составляет несколько миллионов рублей. Здесь рычагом воздействия на сознательность предпринимателя служит "квартирный вопрос": местные власти могут запретить строительство торговых павильонов, отказав фирме в предоставлении земельного участка. Демонстрация лояльности в этом случае обойдется гораздо дороже: участие в таких общегородских столичных программах, как "Мой двор" , уборка и благоустройство прилегающей территории, добровольная помощь муниципальным властям в проведении больших (и не очень) праздников обойдется вам, как минимум, в десять тысяч долларов ежегодных отчислений. Зато в случае награждения "вашей" управы каким-нибудь вымпелом и почетной грамотой вы наверняка удостоитесь личного расположения главного районного чиновника. 

*** 

РАЗМЕР ФИЛАНТРОПА 

Переход на другой ярус благотворительной пирамиды в разы увеличивает ваши затраты на филантропию. Кроме участия в социальных программах, владельцу предприятия с оборотом в полмиллиона долларов могут посоветовать сделать крупный взнос на какое-нибудь общественно полезное мероприятие. К примеру, дать денег на оказание "подшефной помощи" школе или детдому. Часто по этому поводу даже выпускается специальное постановление, как это сделали власти одного из райцентров Белгородской области. Еще могут попросить деньги "на политику". Скажем, во время прошлых губернаторских выборов в Саратовской области часть агитационной кампании ряда кандидатов была оплачена "дружественными" им бизнесменами. 

Иногда выплаты оформляются, как займы. Так, полгода назад журнал "Деньги" писал о прецеденте судебного разбирательства между властями Сургута и местными предпринимателями. Тамошняя администрация вынудила арендаторов городского рынка предоставить этому муниципальному предприятию беспроцентный заем для ремонта торговых павильонов. И все бы ничего, но погасить его чиновники решили за счет значительного повышения арендной платы, взимаемой с самих кредиторов. Те, по понятным причинам, были вынуждены добиваться правды в суде. Конечно, судебная тяжба между чиновниками и бизнесменами выглядит скорее исключением. В подавляющем большинстве случаев договаривающиеся о благотворительном взносе стороны договариваются полюбовно. Понятно, что цена вопроса здесь составляет довольно внушительную сумму, достигающую нескольких миллионов рублей. Не мелочитесь: это именно тот случай, когда "хороший понт дороже денег". Имидж мецената местного значения наверняка поможет вам в разрешении очередного "спора хозяйствующих субъектов". 

Высшая степень благотворительности становится докучливой привилегией избранных. Деятельность меценатов здесь регулируется специальными общественными организациями. Главным координатором филантропов можно считать созданный при Российском союзе промышленников и предпринимателей специальный комитет под руководством вице-президента РСПП Евгения Гонтмахера. Характерно, что организован он был после памятного высказывания президента Путина о высокой социальной ответственности крупного бизнеса. 

Сфера ответственности этой организации затрагивает сразу несколько важных направлений. Это, в первую очередь, краткосрочные благотворительные программы, например, финансовая помощь детям-инвалидам и финансирование специализированных медицинских учреждений. Кроме того, комитет РСПП курирует разработку программ взаимодействия с региональными властями по поддержке местных предприятий социальной сферы. Некоторые из этих программ могут, по мнению их разработчиков, даже приносить прибыль. К примеру, большие надежды возлагаются на развитие системы профессионального образования: фабрикантам нужны собственные хорошо обученные кадры. 

Цена участия в подобных программах доступна только самым богатым. Так, по мнению специалистов РСПП, крупный бизнес уже сегодня на равных с государством несет расходы на поддержку социальной сферы регионов. Если верить отчету Центра экономических исследований и разработок, еще до окончательного "равноудаления" олигархов промышленные компании потратили на "социалку" более 97 миллиардов рублей. Правда, при всей масштабности подобных программ сами меценаты, как правило, оставались в тени. Эпоха ярких филантропических поступков наступила только сегодня. Поэтому, если вам удалось дорасти до звания российского олигарха, тратьте деньги исключительно на продукцию отечественных производителей, передавая ее потом широким народным массам. Тем более что некоторые наши соотечественники, вроде Малевича и Фаберже, делали действительно стоящие вещи.

Екатерина Эйхе
«Вслух» (Москва) 21-04-2004
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий