Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 

купить квартиру в Челябинске | одевалки- самый популярный жанр игр для девочек.

Читальный зал
Искусство спортивных вложений

БИЗНЕС С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ В НАШЕЙ СТРАНЕ МОЖЕТ БЫТЬ. ВОПРОС: ТОЛЬКО ЧТО ЭТО ЗА ВЫРАЖЕНИЕ НА ЭТОМ ЛИЦЕ? 

Деньги, как известно, товар скоропортящийся. Лучше всех, наверное, об этом знают миллиардеры. Лет десять назад, заработав на продаже природных ресурсов, они прятали деньги в швейцарском банке. Теперь российские олигархи предпочитают инвестировать в собственный имидж. 

 

*** 

ШЕДЕВР КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРЬЕРА 

Первые российские олигархи мало интересовались искусством. Как правило, всерьез заниматься коллекционированием не позволяло отсутствие времени. Горячечная эпоха первоначального накопления капитала не располагала к посещению галерей и частных собраний, а в качестве объекта для вложения средств картины и скульптуры заведомо проигрывали предприятиям, выставленным на приватизационные аукционы. По этой же причине бедствовал отечественный спорт: потенциальная прибыль от "футбольных" инвестиций не шла ни в какое сравнение с выгодой от экспорта нефти и металла. 

Собственный имидж крупные бизнесмены предпочитали выстраивать далекими от благотворительности способами, финансируя, к примеру, средства массовой информации. Благотворительности в области культуры как таковой не существовало. Олигархи скупали картины "для души", выбирая, как правило, работы художников, знакомых еще по иллюстрациям в школьных учебниках. Именно поэтому самыми востребованными оказались полотна Айвазовского и Шишкина. Так, одно время сотрудники аукционов и галеристы даже использовали забавный термин "набор "Родная речь" , который обязательно включал, по наблюдениям искусствоведов Комара и Меламида, летний пейзаж, изображение медведей в лесу и портрет русского пахаря. 

Перелом в сознании наших богатейших сограждан произошел благодаря владельцу Инкомбанка Владимиру Виноградову, который в начале девяностых занялся скупкой картин Казимира Малевича. В числе приобретений оказался даже знаменитый "Черный квадрат", выкупленный у наследников великого художника. Основатель Инкома считал, что собственная картинная галерея как нельзя лучше подчеркнет стабильность банка. Вслед за Виноградовым охоту за произведениями искусства начали его коллеги по банковскому сектору, потом к ним подключились денежные сырьевики. Правда, коллекции собирались, по большей части, исходя из конъюнктуры рынка. Полотна, картины, иконы и статуи рассматривались как неплохой заменитель недвижимости. Говорить о возвращении силами олигархов ранее утраченных культурных ценностей пока не приходилось: налог на ввоз предметов искусства до недавнего времени составлял от двадцати до тридцати процентов их стоимости. Кроме того, однажды ввезенную картину практически невозможно вновь переправить через границу законным способом. 

 

*** 

БЕЗВОЗМЕЗДНО, ТО ЕСТЬ ДАРОМ 

Пожалуй, первым филантропом среди российских миллиардеров стал глава Интерроса Владимир Потанин. После дефолта и последующего банкротства Инкомбанка именно он выкупил "Черный квадрат" Малевича, передав его Эрмитажу. При этом за картину Потанин заплатил по оценочной стоимости, которая, по мнению кредиторов Инкома, оказалась в три раза ниже рыночной. Два других полотна Малевича - "Автопортрет" и "Портрет жены" - приобрел Музей современного искусства Российской академии искусств Зураба Церетели. 

Благородный поступок Потанина, который тот совершил, если верить злым языкам, вероятно за государственный счет, сразу нашел массу последователей. Так, нефтяная компания ЛУКОЙЛ стала официальным и деятельным членом Общества друзей Русского музея. Сургутнефтегаз и ЮКОС спонсируют Третьяковскую галерею. 

Кроме этих компаний, по данным специализированного интернет-издания "Меценат", благотворительностью в сфере культуры занимаются "Альфа-банк", Банк Москвы, банки "Зенит" и "Русский стандарт", компания "Интеррос" Владимира Потанина, финансовая компания НИКОЙЛ, Национальный резервный банк, Внешэкономбанк и Внешторгбанк. На этом, по замечанию редакции "Мецената", список корпоративных филантропов и заканчивается. 

Чтобы не растворить свои пожертвования в массе общих взносов, многие представители крупного бизнеса предпочитают приобретать дорогостоящие предметы искусства в одиночку. После Владимира Потанина именно так, к примеру, поступил московский бизнесмен Владимир Логвиненко, ввезший в Россию картину Пауля Рубенса "Союз земли и воды". Незадолго до этого Логвиненко приобрел еще одно полотно Рубенса, ранее хранившееся на даче наследников советского офицера, вывезшего картину из оккупированной Германии. Характерно, что перекупщики заплатили им всего 800 долларов, при истинной цене картины в сто - сто пятнадцать миллионов долларов. 

Абсолютный же рекорд стоимости выкупленных за рубежом объектов национального достояния тоже принадлежит одиночке: глава холдинга СУАЛ Виктор Вексельберг заплатил за девять пасхальных яиц работы мастера Фаберже около 120 миллионов долларов. Теперь эти предметы искусства будут выставлены в Кремле, разумеется, совершенно бесплатно. 

 

*** 

МАССОВЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЗАБЕГ 

Возврат культурных ценностей - занятие для избранных. Оценить затраты на покупку очередной коллекции смогут только представители власти, и то не всегда. Зато необходимость развития спорта понятна каждому, кто в детстве не прогуливал уроки физкультуры. Кроме того, при разумном управлении спортивные клубы могут приносить довольно весомую прибыль. Наверное, поэтому благотворительностью в области спорта занимаются практически все крупные российские компании. При этом, по понятным причинам, финансируются зрелищные виды спорта. Скажем, экзотический керлинг или американский бейсбол никогда не увидят тех миллионов долларов, которые получают российские футбольные клубы. Даже Роман Абрамович, купив "для души" знаменитый английский клуб "Челси", вслед зам ним вложил деньги в отечественный ЦСКА. 

По сути, турнирные таблицы футбольного чемпионата России отражают соревнование крупных промышленных корпорации. Так, по мнению "Новой газеты", только владикавказская "Алания" финансируется за счет бюджета. Другие, более успешные клубы существуют на деньги спонсоров. К примеру, до последнего времени "Спартак", девятикратный чемпион России, получал около трех миллионов долларов ежегодной помощи от нефтяной компании ЛУКОЙЛ. Почти две трети бюджета московского "Локомотива" формируется за счет ОАО "Российские железные дороги". Клуб "Динамо", традиционно ассоциируемый с силовыми структурами, финансировался компанией ЮКОС. Питерскому "Зениту" помогает Лентрансгаз, дочерняя компания Газпрома, при этом главный пакет акций "Зенита" принадлежит Промстройбанку. Кроме того, команде помогают Инвестиционная компания связи, МДМ-банк и пивоварня "Балтика". 

Команды второго эшелона тоже считаются неплохим объектом для инвестиций. Здесь хватает меценатов. Финансированием "Ростова" занимается табачный холдинг "Донтабак" , причем руководитель этой компании Иван Саввиди является официальным владельцем клуба. Ярославский "Шинник" , одно время спонсируемый компанией СИБУР, сегодня получает деньги НТМ-холдинга, глава которого Николай Тонков стал президентом клуба. А новороссийский "Черноморец" выбрал своим руководителем губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, ежегодно выделяющего клубу из краевого бюджета около шести миллионов долларов. Главным акционером и фактически хозяином краснодарской "Кубани" стал алюминиевый магнат Олег Дерипаска. А клуб "Торпедо-ЗИЛ" приобрел один из совладельцев "Норильского никеля", партнер Владимира Потанина Михаил Прохоров. И сразу переименовал команду в "Торпедо-Металлург". 

 

*** 

ОТКАТ МЕЦЕНАТА 

Трудно сказать, что именно получают олигархи взамен своих миллионов, вложенных в искусство и спорт. Понятно, что бюджет средней по размаху рекламной кампании несоизмеримо меньше размера спонсорской помощи футбольному клубу или стоимости полотна известного художника. Более того, судя по данным социологических опросов, часть населения резко отрицательно относится к тому, что миллионы долларов выбрасываются "на побрякушки, мазню и пинание мячика". Тем не менее, лишившись возможности с помощью денег напрямую влиять на власть, олигархи вынуждены использовать благотворительность как не самый эффективный, но действенный метод воздействия на политические процессы. Именно так строятся отношения крупного бизнеса и общества на Западе. Поэтому, как считают некоторые политологи, размах частной благотворительности можно считать критерием оценки успешности всего государства. 

Источник: http://www.vslux.ru/

Руслан Касимов
«Вслух» (Москва) 21-04-2004
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий