Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 
Услуги по ремонту холодильников на дому в Краснодаре Отзывы. Здравствуйте меня зовут Денис, я мастер по ремонту холодильников.

Аксессуары к миксеру bosch mfq.

Читальный зал
«Выпустить социальный отчет в несколько раз сложнее, чем финансовый»

Зачем российским компаниям социальная отчетность, что она отражает и во что обходится, рассказывает гендиректор аудиторско-консультационной компании «БДО Юникон Северо-Запад» (входит в BDO International) Зорина Мыскова.  

 

SOCIAL REPORT: Для чего западные и российские компании готовят социальные отчеты?  

ЗОРИНА МЫСКОВА: Социально ответственный бизнес для компании является таким же средством достижения цели, как для человека – выполнение моральных обязательств. Социальные отчеты как корпоративные документы интересуют, например, инвесторов, партнеров, властные и контролирующие органы, персонал и население территории, где бизнес компании активно представлен. Но не стоит думать об отчетах только в контексте имиджа бизнеса – это в первую очередь документы, содержащие мотивировку, обоснования и необходимые расчеты социальных и связанных с ними экономических эффектов деятельности.  

 

SR: Почему эта практика мало распространена в России?  

З. М.: Публичные заявления о социальной ответственности своего бизнеса – всемирный стандарт корпоративной отчетности, без соблюдения которого доступ к глобальному и многим национальным рынкам капитала весьма проблематичен. Причем для компании важно не заявить о социальной ответственности «явочным порядком», а демонстрировать таковую из года в год, совершенствуя и составляющие ответственности, и социальные отчеты, их описывающие. Так сложилось, что наш рынок ко «многим» пока не относится. Оценка отдельных социальных отчетов российских компаний как «условно соответствующих мировым стандартам» – недопустимое высокомерие. Конечно, практика социальной отчетности будет расширяться, и в первую очередь корпорациями, работающими с ресурсами за рубежом. Компания, желающая привлечь средства частных иностранных инвесторов – скажем, домохозяек из Огайо, имеет больше шансов на успех, прилагая к проспекту эмиссии социальный отчет, где написано, что ни один ежик при реализации ее инвестпрограммы не пострадает.  

 

SR: Является ли социальный отчет адекватным отражением уровня социальной ответственности компании?  

З. М.: В России сегодня в большинстве случаев – нет. Социальная ответственность и реальная социальная деятельность подавляющего числа публичных российских компаний недооценены. До сих пор наличие на предприятии так называемой социалки зачастую негативно влияет на внешние инвестиционные решения и оценивается как балласт. Но социальная ответственность стоит не столько, сколько за нее просят, а столько, за сколько ее покупают. Пока национальные общественные ожидания не связывают бизнес и его социальную ответственность в единое целое, можно только гадать о ее реальной рыночной стоимости. С другой стороны, социальные отчеты сами по себе формируют традицию и, как следствие, общественные ожидания, то есть создают социально ответственный рынок. В определенных рамках, конечно, поскольку, как отметил один немодный сегодня экономист, «нет такого преступления, перед которым остановится капитал перед соблазном прибыли в сколько-то там процентов». Сформулированные общественные ожидания социальной ответственности бизнеса – сдерживающий фактор, который и определяет величину этих процентов.  

 

SR: Насколько велики затраты на подготовку и публикацию социального отчета?  

З. М.: В денежном выражении они вполне сопоставимы с затратами на подготовку и публикацию финансовой отчетности, но выпустить социальный отчет в несколько раз сложнее. Для перехода на МСФО достаточно иметь достоверный финансовый учет, правильно составленную российскую отчетность и корпоративный стандарт учета, а также при необходимости хорошего консультанта. Для подготовки социального отчета нужно в первую очередь сделать бизнес социально ответственным. То есть сформировать – а если есть, сформулировать – зоны и центры ответственности, и все ключевые бизнес-процессы строить с учетом своей социальной функции. Представьте для примера, что вы должны привести структуру своей компании в соответствие со структурой финансовой отчетности. И сравнивайте.  

 

SR: Можно ли оценить экономический эффект вложений компаний в социальные проекты?  

З. М.: Безусловно, можно. Социальные инвестиции – «длинные» и влияют на рост капитализации компании в долгосрочной перспективе. Важно понимать, что они могут как увеличивать стоимость, так и понижать ее в случае, если инвестиции неэффективные. Как у любого социального проекта безусловно имеется экономический эффект, так у любого инвестпроекта компании обязательно присутствует эффект социально-экономический. В технике оценки таких эффектов вряд ли можно придумать что-нибудь ошеломляющее, это обычные рутинные расчеты. Они, как правило, будучи своевременно сделаны, обеспечивают положительный эффект, то есть рост стоимости бизнеса. 

 

Интервью взяла РЕНАТА ЯМБАЕВА

Зорина Мыскова
«Social Report» Приложение к газете «Коммерсантъ» 28-09-2005
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий