Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 

лабораторные животные http://handcent.ru/ | промокод ламода март 2017 | сборки контр страйк | иммиграция австралия | Форма футбольная Симферополь. | Ремонт на октябрьской компьютерная помощь солнцево сервис VIP сервис | Сайты для отелей в Сочи

Читальный зал
Безусловные рефлексы

Если и есть что-нибудь по-настоящему удивительное в нашей нынешней жизни, так это чудом уцелевшая в столь же бурном, сколь и мутном информационно-агитационно-пропагандистском потоке последнего времени способность отдельных граждан чему-либо удивляться. 

Все последние несколько дней меня возбужденно спрашивают: "А ты видел письмо в "Российской газете?" Видел, видел, как же. Рад бы не видеть, но видел. Те, кто еще не догадался, о каком именно письме идет речь, поймут это чуть позже. 

А пока о другом. Люди спрашивают друг друга: "А зачем они это написали? А им не стыдно? А чего им еще не хватает в этой жизни?" Эти вопросы, разумеется, лучше было бы задавать не друг другу, а самим авторам. Да только они не ответят. Более того - не поймут этих вопросов. 

Я же думаю, что дело в том, что существует особый тип культурных или околокультурных деятелей (независимо от степени талантливости), которые просто не мыслят социально-культурного существования без непосредственной близости к теплому и мощному телу государства и тех, кто на данный момент исторического времени это самое государство олицетворяет. В прежние времена такие люди назывались придворными. В этом нет ничего особенно обидного: во времена феодализма и Ренессанса практически все художники, включая великих, существовали при том или ином дворе. 

Вот и наши подписанты - придворные. Двора как такового давно нет. А придворные остались. Их представления о творческом успехе или неуспехе напрямую связаны со степенью внимания к ним со стороны начальства. Чем выше ранг начальства, благосклонно патронирующего художника, тем большую значимость и значительность приобретает он в собственных глазах. 

А насчет "чего им не хватает", так я готов признать бескорыстие их жеста. Я готов признать, что такого рода верноподданнические телодвижения осуществляются на уровне не холодного расчета, а почти безусловного рефлекса. Они делают так, потому что не могут иначе. 

Любопытно, что такого рода вопрос возникал по прямо противоположному поводу. Тот же вопрос - "чего ему не хватает?" - задавали друг другу люди про Андрея Дмитриевича Сахарова. 

А ответ, видимо, тот же - рефлекс. Хотя в одном случае это рефлекс того, что Пушкин называл "подлостью в каждой жилке", в другом - рефлекс свободы и достоинства. Но рефлекс и то и другое. Какой расчет? 

Одним словом, сам факт такого письма меня нисколько не изумил. Это, что называется, их дела, ко мне и к моим представлениям об общественных приличиях никакого отношения не имеющие. 

Все так, если бы не некоторые детали самого текста, свидетельствующие о беспредельной наглости подписавших. Но и об этом ниже. 

В общем, прочитав письмо, я понял, что надо как-то реагировать. А вчера утром я обнаружил в двух-трех блогах письма коллег по культурному сообществу. Они были направлены главному редактору "Российской газеты", где пылкие "сердца четырех" поделились с читателями своими заветными думами и чаяньями. Решил и я подхватить "почин" и направил в газету собственное письмо. Вот оно. 

Вот, собственно, и все. Предваряя возможный вопрос, рассчитываю ли я на реакцию адресата, отвечаю со всей определенностью: нет, не рассчитываю. На второй вопрос, зачем я потратил время на его написание, отвечу с избыточной, быть может, патетичностью и неуместной в наши залихватские дни старомодностью: ну, просто не смог промолчать. Видимо, тоже какой-то рефлекс сработал.  

 

Лев Рубинштейн
"Грани.ру" 23-10-2007
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий