Меценат| Интернет-журнал Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. Собр. Эрмитажа
Информационный центр "Меценат" Интернет журнал "Меценат"
Архив номеров Свежий номер Новости Читальный зал Нас читают Наши подписчики
Рубрики
 
 
Изделия на заказ После того, как изделия будут произведены, мы можем доставить их в любую точку России и СНГ. Так же Вы можете забрать изделия самостоятельно с нашего склада в Московской области или из офиса в центре Москвы.

смс поздравления | Точное время

Читальный зал
Ru.ка помощи

Переводчик Степан Глухов всегда сочувствовал тяжелобольным детям, одиноким старикам и вымирающим зверушкам. Порой сочувствие даже перерастало в жажду деятельности, но утолить ее никак не удавалось. «Видел объявления, но то переписать реквизиты не получалось, то в банк идти некогда. Ну и, честно говоря, лень, - вспоминает он: - Там ведь очереди, бланки, бюрократия». В первый раз Степан пожертвовал что-то, когда «Билайн» принимал эсэмэсками деньги для детей Беслана. Тогда он подумал: если помогать было бы всегда так просто - стал бы меценатом. 

Россияне готовы совершать добрые дела. Но только если это не потребует много времени и больших усилий. То есть при условии, что творить добро будет удобно. По данным Левада-центра, в 2006-м свои кровно заработанные на благотворительность жертвовал каждый третий россиянин. Оставшиеся же 2/3 пока выжидают - к институту благих дел относятся положительно, сами бы поучаствовали, но только если бы это было точно надежно и не очень напряжно. У потенциальных благотворителей слишком много претензий: мало доступной информации о проводимых мероприятиях, нет прозрачности, нет адресности, нет доверия, неудобно, некогда. Даже провозглашение 2006-го Годом благотворительности в России революции в умах не сделало. В прошлую пятницу официально подвели итоги Года: столько-то акций, столько-то публикаций в прессе и… тишина: громко объявленный на самом высоком уровне официальный Год глаз не зацепил и на слуху не был. Так что преодолеть большинство «недостатков» удается пока только в одной, самой неофициальной сфере - в онлайне.  

Интернет-благотворительность сегодня вообще самая эффективная форма сбора частных пожертвований в мире. По данным Всемирной благотворительной ассоциации, сетевые пожертвования - самый быстро развивающийся и самый популярный способ помощи нуждающимся. На Западе уже почти все офлайновые благотворительные фонды засветились в виртуальном пространстве: моментально можно перевести деньги Красному Кресту, Гринпису, разнообразным обществам поддержки инвалидов, детей-сирот или солдат в Ираке. Рунет пока только догоняет зарубежных коллег, но зато семимильными шагами. За минувший год в России появились десятки новых благотворительных интернет-фондов и сообществ, а многие традиционные организации стали делать упор на сбор пожертвований именно через Сеть.  

«Интернет безусловно стал одним из самых оперативных и удобных средств распространения информации о благотворительных акциях и проектах», - говорит Лариса Булгакова, представитель инфоцентра Национальной инициативы «Год благотворительности в России». По ее словам, в реализации этого проекта интернет-благотворительности отводилась важная роль, ведь нуждающиеся и доноры (люди, жертвующие средства) в Сети встречаются в последнее время чаще, чем в реальной жизни. Юзеры - благодатная и весьма обширная целевая аудитория, здесь очень много богатых, успешных и сердобольных. «В Интернете выше уровень образования и доходов публики, поэтому пользователи и помогают чаще, - говорит гуру Рунета Антон Носик, учредитель фонда pomogi.org. - Благотворительность больше присуща цивилизованному обществу, она свойственна людям, осознавшим внутреннюю потребность помогать другим, а такая потребность чаще приходит к тому, кто уже сумел помочь самому себе». Его слова подтверждаются и статистикой: по данным ВЦИОМ, 48% людей с высшим и незаконченным высшим образованием готовы участвовать в благотворительной деятельности. С образованием ниже среднего таких всего 31%.  

Переводчик Степан Глухов так бы и ограничился эсэмэсками, если бы в октябре 2006 г. его знакомая Вероника не рассказала ему, как можно помогать, «не вставая со стула». Она сама как-то решила пожертвовать на благие цели оставшиеся после заказа пиццы 90 электронных рублей. Зашла в раздел «Благотворительность» на сайте «Яндекс. Деньги», перешла на страничку Гринписа, заполнила коротенькую анкету, нажала «оплатить» и стала благотворителем. Благое дело заняло 5 минут. Степану понравилось. Теперь деньги, оставшиеся после оплаты коммунальных услуг или товаров из интернет-магазинов, он всегда перечисляет благотворительным фондам. Благо выбор в Рунете большой. Волнует борьба со СПИДом, раком, старением, голодом или стихийными бедствиями? Пожалуйста! Хотите спасти от исчезновения волховского сига или черношапочного сурка? Вперед! 

Жертвовать деньги через Интернет - и удобней, и прозрачней, чем перечислять банковским переводом. «Есть ресурс гораздо более дорогой, чем деньги, и его люди уже не так готовы тратить. Этот ресурс - личное время, - говорил Максим Кононенко (Mr. Parker) два года назад, когда запускал свою виртуальную благотворительную организацию “Общество Китайского летчика”. - Одним словом, человеку не жалко перевести несколько сотен рублей на доброе дело, но часто не хочется делать то, что сопутствует этому переводу: идти в банк, заполнять бумаги. Интернет предоставляет множество возможностей всего этого не делать. И еще он очень мобилен». 

Пользователи Интернета о проводимых акциях порой узнают гораздо раньше, чем тему подхватывают традиционные СМИ. Последний пример: в конце января друзья Ильи Кормильцева разместили в Сети призыв о помощи - на лечение поэта-песенника, попавшего в лондонскую клинику с диагнозом «рак позвоночника 4-й степени», требовалось ₤100 000. Тема мгновенно стала одной из самых обсуждаемых в Сети, тысячи людей копировали сообщение в свои дневники-блоги, пересылали друг другу ссылки по аське и электронной почте. К сожалению, спохватились поздно - Илья Кормильцев скончался в лондонской больнице. Помочь просто не успели. А ведь могли - половину требовавшейся суммы собрали за первые же три дня. 

Именно так и работает интернет-благотворительность: молниеносное распространение информации и «стадное чувство» в хорошем его проявлении - мол, раз все вокруг жертвуют, надо бы и мне поучаствовать. За последний год отечественные юзеры успели привыкнуть к баннерам и ссылкам вроде «Помогите спасти Антошку», «Девочке Насте срочно нужна помощь» или «Сбор книг для дома престарелых». И если - по статистике - в офлайне лишь 2% россиян хорошо осведомлены о деятельности благотворительных организаций, 21% знают о факте их существования, а 77% вообще «не в теме», то в тридцатке самых популярных тем русскоязычной блогосферы всегда найдутся один-два «благотворительных» поста. 

«В последнее время все больше доноров узнают о нас именно через Интернет», - говорит Алексей Налогин, координатор сайта Группы милосердия Республиканской детской клинической больницы. Его deti.msk.ru стали флагманом российской сетевой благотворительности. С 1998 г. Налогину удалось собрать несколько миллионов долларов на лечение тяжелобольных детей. В 2000 г. он первым стал выкладывать на сайте все аудиторские отчеты - кому конкретно и сколько именно было переведено.  

Сегодня такие отчеты - обязательная составляющая всех благотворительных интернет-проектов. «Человек должен быть уверен, что ни одна копейка из тех денег, что он дал, не будет потрачена туда, куда он бы не хотел ее тратить, - объясняет Максим Кононенко. - Пока не могу сказать, что мы сделали это модным, но мы определенно сломали стереотип недоверия к благотворительности. Теперь в ЖЖ не относятся к сборщикам денег как к просителям на паперти». За 2 года существования виртуальное сообщество Паркера собрало более 200 000 вполне себе реальных долларов. Фонд Антона Носика - столько же за 1,5 года. А еще сетевые благотворители вывозят детей из детдомов на спектакли, разнообразные шоу или спортивные соревнования, организовывают сборы памперсов и игрушек и проводят массу других, не требующих особых затрат, но очень полезных мероприятий.  

Носик делит доноров на 2 категории: индивидуальные богатые жертвователи (дающие сразу по нескольку тысяч долларов) и пользователи Интернета, использующие его платежные системы по формуле «с миру по нитке» (тут, по его словам, можно встретить пожертвования и по 50–100 руб., хотя чаще, конечно, жертвуют по $50–100). «Первых - десятка полтора, а вторых - сотни», - говорит Антон.  

Как ни странно, большинство и тех и других предпочитают делать пожертвования анонимно - в крайнем случае под псевдонимом. Так что принятый в начале февраля закон, разрешающий называть школы, больницы, библиотеки и стадионы именами меценатов им, видимо, ни к чему. Да и представить себе, например, школу имени Dolboeba (ник Носика в Сети) достаточно сложно.  

 

Елена Черненко
\"runewsweek\" 12-02-2007
Просмотреть весь список
     
На главную страницу Назад Rambler's Top100
Индекс цитирования Copyright © Фонд "Общество "Меценат". Все права зарегистрированы. 2004 г.
При перепечатке материалов, ссылка на журнал обязательна

Реализация проекта:
Иванов Дмитрий